Оливер Сакс – одно из самых известных имен в своей
области на Западе. И его популярность выходит далеко за границы
узкопрофессиональной среды.
Он родился и получил образование в
Лондоне и продолжил его в США. С 1970 года его книги – «Мигрень»,
«Пробуждения», «Нога, чтобы стоять» – завоевывают читателей. Книга,
которую читатель берет в руки, – четвертая по счету и одна из самых
значительных работ Сакса. Нельзя сказать, что в России Сакс совсем не
известен. Несколько его эссе под названием «Случаи из практики»
публиковались в журнале «Иностранная литература». На его работы
ссылаются российские авторы – и нейропсихологи, и писатели (например,
Татьяна Толстая). Но настоящее знакомство с творчеством Оливера Сакса у
российского читателя еще впереди. Как определить жанр этой
замечательной книги – популярный, научный? Или здесь нечто иное? С
одной стороны, книга посвящена проблемам неврологии и нейропсихологии.
Тема предполагает достаточно узкий круг читателей. Нельзя сказать, что
Оливер Сакс прибегает к упрощениям, чтобы привлечь внимание
непосвященных. Напротив, его подход сложнее, чем схематизированное
изложение материала в учебнике и монографии. Решает дело не то, о чем
пишет Оливер Сакс, а то, как он пишет. Язык книги живой, увлекательный,
со склонностью к словесным играм и литературным ассоциациям. Восприятию
не мешает ни врачебный сленг (ну кто еще может назвать больного с
синдромом Жиля де ля Туретта «туреттиком»?), ни обилие специальных
терминов, ни перечисление химических веществ, о существовании которых
большинство просто не догадывается.
|